Большинство религий и учений о человеке утверждают, что человек спит, его истинное «Я» как бы дремлет. Человеку нужно пробудиться, прозреть, проснуться и осознать свою истинную природу и тогда, и только тогда, он станет свободным от страданий и внутреннего рабства.
Обычно эти слова воспринимаются с точки зрения внешних действий и поведения: нужно стать более высокоморальным человеком, соблюдать некие принципы отношения к другим (не убий, не завидуй), к себе, к жизни, поступать «правильно», т.е. вести себя так, как предписывают эти самые учения и догмы. А как не завидовать, если «завидуется» само по себе? Как не нервничать, если ум сам нервничает и я никак на это не могу повлиять?
На самом деле чтобы управлять собой, нужно развивать осознанность. Неясен сам факт и понятие «сон в бодрствовании.»
«Ибо не ведает он, что творит…» — прекрасная фраза для примерного представления того, что человек «спит», не понимает он, что он делает и почему он это делает. Когда же этот самый человек прекращает проявлять эти деяния, это автоматически означает, что он «понял», «осознал»…Так ли это? Если его мысли и желания перестали быть проявлены, реализованы, стал ли человек более сознательным?
Осознанность можно и нужно развивать. Это как мышца, которую либо тренируешь, либо нет. Обычно люди говорят: я развиваюсь, хожу в зал, учу иностранный язык, постоянно обучаюсь чему-то новому. Но развитие ли это именно осознанности?
Если я хожу в зал, то так я тренирую тело. Если я учу английский или обучаюсь чему-то новому, это я тренирую интеллект, ум. Тогда что же такое осознанность?
Осознанность — это управление вниманием, это способность осознавать, что я делаю, зачем я это делаю и что я хочу в итоге получить. Это одно из определений.
Если меня укусил комар, то я инстинктивно почесался, но был ли у меня выбор чесаться или нет? Как правило, нет. Человек просто чешется. Когда человек слышит визг шин или сильный хлопок на дороге, то практически любой оборачивается. Почему? Это бессознательное действие, возникающее в результате многих программ.
И если мы физически реагируем неосознанно, то и чувства , и мысли у нас неосознаваемы.
Ключевой момент. Когда человек видит какое-то своё действие, то он его «регистрирует», а не осознаёт. То есть когда я почесался, то я понимаю/осознаю, что я почесался, но был ли у меня выбор, чесаться или нет? Не было. Значит, я среагировал инстинктивно, неосознанно. Я не осознавал, что я делаю, только регистрировал это действие, видел его.
Когда человек что-то кому-то объясняет и задумчиво смотрит вверх, пытаясь вспомнить и лучше подобрать слова, то является ли это его действие (закатывание глаз вверх) осознанным? В чём сакральный смысл взгляда вверх? Так что, лучше думается? Да не особо. Просто это полностью бессознательное действие — человек не осознаёт, что нет никакой нужды его делать. Он его «просто делает», то есть это неосознанное действие.
Или, например, человек активно жестикулирует во время разговора. Есть ли в этом особая нужда? Да, некоторая жестикуляция условно может помочь в выстраивании невербальной связи, подстройке под собеседника и, тем самым, в большем понимании. Но делает ли это человек осознанно? Да, он регистрирует акт жестикуляции, а был ли у него выбор, какой именно жест применить в данном конкретном случае? Обычно нет.
Люди бьются мизинчиком о край кровати или тумбочки. Потому что не осознают. Приходит человек на кухню, и такой «А зачем я сюда пришёл? А точно, чайник поставить!» Почему так? Возникает импульс-мысль поставить чайник. Человек идёт, и пока он идёт, его одолевают разного рода мысли, в которые он полностью погружается и с ними отождествляется. Это грёзы, сон наяву. То есть тело человека физически идёт, а сам он спит, при этом ему снится сон/грёза, где он крутит внутреннее кино о том, что было вчера, или о том, что он будет делать вечером.
Когда он пришёл на кухню, то программа «дойти до кухни» выполнена, он остановился и стал думать, зачем он пришёл. И вот здесь он на короткий промежуток времени находится в состоянии «здесь и сейчас». То же самое происходит, когда человек ударился мизинчиком. От боли он тут же вернулся в текущий момент — то есть проснулся. Но кратковременно, на несколько секунд. И потом вновь засыпает, погружаясь в мир мыслей-снов.
Это и значит, что человек спит. Физически он делает одно, думает о другом, чувствует третье, мечтает о четвёртом. Но «осознавать» или находиться в моменте «здесь и сейчас», это не значит втыкать, думать о каждом своём действии, рефлексировать на своей деятельности и пр. Отнюдь нет.
Представим, что человек физически спит. Что он может сделать в текущем состоянии? Ни-че-го. Он не может выбирать, проснуться ли ему, перевернуться ли или что-то ещё. Если другой человек находится рядом и не спит, то такой человек может делать всё. Встать, сесть, уйти, спеть песню. Он почти бог по сравнению с тем, кто спит — он может делать всё, а спящий ничего.
Назовём эти состояния, как состояние 1 и состояние 2. Человек, который физически спит, находится в состоянии №1, а человек, который физически бодрствует, находится в состоянии №2. Однако человек №2 находится в состоянии сна сознания. То есть человек №2 это обычный среднестатистический человек, который живёт своими болями, радостями, иллюзиями, которому лень вставать по утрам, который обижается на своих родственников, который ударяется мизинчиком о тумбочку, который часто ленится и не может заставить себя изменить свою жизнь. Это его иллюзии, у каждого свой сон. Сон сознания.
Теперь представим, что есть человек, который пробудился от сна не физического тела, а от сна сознания. Такой человек находится в состоянии №3. Так вот, насколько человек №2 невероятно сильно отличается от человека №1, настолько же сильно человек №3 отличается от человека №2.
Человек №3 может в тысячи раз больше, чем человек №2! Его возможности просто невероятно велики, описывать то, что он может, займёт много часов.
Свобода от страхов, ненужных мыслей, состояние силы, свободы и радости, состояние наполненности и, разумеется, такой человек очень эффективен и в зарабатывании денег, и в отношениях в семье, да и во всём вообще. Талантливый человек талантлив во всём. И здесь не про талант, а про системную методичную работу над собой.
Хочешь этого добиться?
Неважно что я делаю и умею, важно то, какой я есть. Мало кто работает над бытием, над тем, какой я есть — свободный или несвободный. Внутреннее состояние всё решает.